Зачем дети болеют?

Поделиться - это забота!

етям не нужно будет болеть, если… вы позволите им не пользоваться своей болезнью для получения отдыха!

Дети должны отдыхать БЕЗ болезни! Отдыхать всем нужно, когда устали, а восстанавливаться вовремя и регулярно, а детям особенно. Просто потому, что серьезная болезнь — последний способ сообщить о необходимом перерыве или остановке деятельности, чтобы защитить свою жизнь.

Что же происходит сейчас в обычной семье? Оговорюсь, в московской семье, т.е. семье, стремящейся к успеху, старающейся дать хорошее образование своим детям, опять же для их успеха. Что происходит МАССОВО у московских школьников и их родителей, благодаря современному состоянию образования и гонке за успехом с детства? Благодаря массовому подавлению родителей школьной и информационными системами, утверждающими «гонку образования»?

Что? – Страдают все, а болеют самые незащищенные – дети. Всем, чем только можно от хронических насморков до аутизма…

Как кроме болезни может донести ребенок до родителя, что он не выдерживает все, чем «умные» взрослые его нагрузили? Если он не знает еще умных слов, которые бы сразили взрослых монстров, окружающих его? Если сила его воздействия на культурных родителей с помощью нормальных слов точно значительно меньше силы действия на родителей авторитетных работников образования?

Мозг обычного ребенка, не выдерживая неадекватной учебной нагрузки, придуманной без учета знаний о детском организме, дополненной эмоциональным давлением от учителей и родителей, сопротивляется разными способами. Помимо этого ребенок страдает от излишней статической нагрузки на позвоночник и все ткани вокруг него, возникающей от необходимости удерживать себя много часов в положении «сидя за столом».

Ребенок еще и растет, меняется, и это ведь тоже дополнительная нагрузка для мозга, нагрузка, которой нет у взрослого человека!

Есть древний способ у живого организма сохранить жизнь самому мозгу, психике – болезнь тела. Тогда происходит частичная блокировка энергии или ее ослабление на некоторых участках организма, и идет перераспределение сил. Мозг сам устраивает себе «режим выходного дня» или требует его при помощи болезни.

Если родители не услышали тихий сигнал, не поняли слова «я не хочу делать уроки» – нате вам громкий: «я болею!» Более сильные дети кричат реально, истерят, и спасибо родителям, которые за истериками ищут причину, а не только пытаются жестко их пресекать.

Еще более серьезный сигнал для родителей, чем болезни тела – болезнь психики. Она тоже защищает мозг от полного разрушения. Неспроста так увеличилось в последнее время число детей с диагнозами разнообразных психических расстройств от СДВГ до аутизма и шизотипических расстройств. Мозг ищет спасение от гибели.


Так как же избавить ребенка от ненужной ему болезни? — Кстати, а болезни нужными бывают? Скорее, да, – отболеть, т.е. пережить и научиться справляться, узнать и закрепить способ справиться с незнакомым до болезни вирусом, инфекцией, это и есть процесс роста, взросления. Также как требуется для нормального развития «переболеть» все возрастные кризисы. Переболеть и запомнить успех выздоровления.

А вот повторение многократно одного и того же типа заболевания, увеличение, а не уменьшение, длительности и частоты заболеваний одного типа, увеличение спектра заболеваний – это уже признаки ослабления системы. Приобретение так называемого хронической болезни – это снижение иммунитета, ослабление естественной иммунной защиты. И ждать, сложа руки, естественного «перерастания» хроники в здоровье отнюдь не лучший вариант поведения родителей. Не ждать, а искать причины происходящего! Находить причины и понимать их, учитывать и делать выводы на будущее. Избавить детей от ненужных, ослабляющих и потому вредных хронических болезней можно. Точка.

– Как избавить?

а) Давать ребенку нагрузку, которую он выдерживает.

— Как?! Ведь «нам» столько задают! С «нас» требуют!..

Родителю нужно стать «фильтром» для того, что обрушивается на ребенка и, возможно, небезопасно для неокрепшего существа. Умным фильтром! Не отвергать все подряд, а «пропускать» действительно верное и безопасное.

– Нужно общаться с учителями, разговаривая с ними по-человечески, понимая и их проблемы. Спрашивать их и говорить с ними из позиции партнерства. Не помогает? – общаться со школьным руководством. Стараться договориться, стремиться достичь разумного и возможного компромисса, понимая их трудности. Уверены, что и это невозможно? — Мой личный опыт (за 30 лет общения с образовательными системами) говорит, что обычно возможно, что везде есть люди, которые могут услышать и помочь. Не можете, все это кажется невыносимым? – Приходите к нам, специалистам, научим, попробуем вам помочь.

— Необходимо научиться принимать любые оценки спокойно! И научить этому ребенка.

— Надо учиться разбираться, прежде всего, самому родителю, что действительно важно для вашего ребенка, а к чему можно сейчас отнестись «не серьезно». Потому, что серьезней жизни и здоровья, нет в нашей жизни ничего! Не получается? Вы не можете что-то сами сделать спустя рукава, не можете правильно выбрать, что можно нарушить безвредно для других, но с пользой для кого-то, не можете просто не сделать все, что вам говорят другие…? Давайте, это и другие вопросы обсудим на личной встрече, — что-то ведь нужно делать именно вам, Родитель, чтобы ваш ребенок остался здоровым и счастливым, и имел силы для того, чтобы занять Свое место в мире. Поверьте, можно многое, нужно только понимать, зачем. Затем, чтобы дети не болели!

— Стоит осознать и изменить при необходимости свои принципы и отношение к современным массовым представлениям типа «успешности», наличию «необходимых» атрибутов жизни и т.п., что порой необходимо для сохранения жизни и здоровья своего конкретного ребенка. Ведь дети до определенного возраста и перехода в другую возрастную категорию действительно не могут многое из того, что могут его самые близкие защитники — родители.

— Нужно научиться отличать манипуляцию, саботаж и даже, порой, шантаж ребенком родителя для получения чего-то по-настоящему запретного от манипуляции для сохранения здоровья. В любом случае, надо разбираться, ЗАЧЕМ ему приходится это делать. Лучше разобраться вместе со специалистом по детской психологии, со специалистом, видящим проблему со стороны и во всем объеме.

б) Давать отдых ребенку при возникновении других признаков усталости, при потере ресурса, не доводя до болезней.

Обычно возникает сразу два вопроса, когда сообщаешь это родителям.

1) Какие признаки усталости?

2) Как дать отдых? – Мы же не можем его оставить дома вместо школы?..Что, сказать ему, что домашнее задание можно не выполнять?!..Он не слушает нас, когда мы не разрешаем ложится поздно!.. И т.д. —

Признаков усталости не много, но они довольно индивидуальны и не всегда распознаются. Например, если ребенок не валится в постель, а наоборот прыгает и шумит больше, чем раньше, вместо быстрого делания домашних уроков «тянет резину» и затягивает процесс до ночи, а потом еще истерично требует поиграть в любимую игру на планшете, то, кажется, какая тут усталость – налицо непослушание, плохие гены от дедушки и элементарная распущенность, ан нет! И это может быть прямым признаком нарастания стресса и отсутствия внутреннего ресурса для организованной жизни и учебы.

Дети и условия их жизни разные, отличаются и признаки, выдающие усталость. Усталостью называется изменение состояния, ведущее к невозможности продолжать предыдущую деятельность. То есть, если ваш замечательный «приличный» ребенок стал гораздо хуже (вдруг или постепенно), то стоит не просто больше его контролировать, наказывать и добавлять нажима, а лучше дойти до психолога, а еще лучше опытного детского нейропсихолога и получить его рекомендации после специальной незатруднительной для ребенка диагностики. Если же ваш ребенок всегда плохо справлялся с режимом, и вы с трудом справляетесь с его поведением, то не идти, а бежать нужно к специалисту – детскому психологу/нейропсихологу. Для того, чтобы понять, а что не так, в чем причины этого, кому нужна помощь – ребенку или вам, что и кому изменить… И не ждать, когда ребенок поймет, наконец, что болеть – единственный шанс объяснить близким, что ему тяжело! Не доводите и себя до болезней «от нервов» и переживаний, ведь ваш организм тоже может выбрать такой способ управления миром.


— Отдых может также быть разным!

Это и обычный пропуск отдельных уроков или целого учебного дня. Это разумная организация времени в учебный период, с перераспределением вашего привычного режима.

Это правильное (разное для разных детей!) действие даже в небольшой отрезок времени (например, 15 минут дыхательных упражнений в перерыве между уроками за право поиграть вечером в игру).

Это даже посещение специалистов, помогающих организму отдохнуть и отпустить напряжение быстрее, чем это происходит обычно. Знаете таких? – Нейропсихологи и детские психотерапевты, а также остеопаты и массажисты – все это специалисты по налаживанию работы мозга, в первую очередь обучающие мозг отдыхать правильно и эффективно.

Конечно, отдых для уставшего мозга дают движение, свежий воздух, удовольствие от игры, радость от общения с животными и т.д.

Как музыкальному инструменту, как хорошему компьютеру, так и мозгу в условиях высоких нагрузок, требуется настройщик и мастер по обеспечению его бесперебойной работы, которые помогут освободиться от лишнего и подтянут ослабленные струны. Не всегда родители бывают мастерами и настройщиками сами, но они всегда могут научиться быть ими или могут найти настройщиков рядом. Наши дети – помощники в нашем развитии. Они первыми воспринимают изменения в мире, они маленькие и чуткие, они очень много могут того, что не могли мы с вами! А наша задача уберечь их здоровье для того, чтобы они смогли вырасти в настоящих взрослых, чтобы набрались сил для любви и настоящих дел, чтобы хотели жить и развиваться, а не страдать от «тяжести» и несовершенств окружающего их мира, а также почему и зачем болеют дети.