На что похоже детство?

ля понимания того, как устроено детство, давайте попробуем подыскать подходящий аналог в материальном мире. И, к слову сказать, сделать это совсем не трудно, ведь все мы неоднократно слышали фразу, что каждый человек – это целый мир или целая вселенная. Вот и давайте попробуем провести аналогию с тем, как возникла наша Вселенная.

Этот непростой вопрос многие века будоражил человеческие умы, и, наконец, появилась теория, о которой вы все наверняка слышали – это теория Большого взрыва.

Вкратце суть данной теории такова: до появления Вселенной не было совсем ничего, а вся материя, которая потом и стала нашей Вселенной, была сосредоточена в одной-единственной точке (такое состояние материи получило название «сингулярности», что в переводе с латыни означает «отдельность, особенность»).

Нам видится здесь прямая параллель с рождением ребёнка: всё уникальное, неповторимое и прекрасное, что впоследствии наполнит личность человека, в момент рождения сосредоточено в его сингулярности – то есть его отдельности, особенности. А самое интересное то, что в момент рождения человека рождается и весь бесконечный спектр возможностей, всё то, что в принципе может с этим человеком произойти.

И вот, по каким-то неведомым нам причинам точка сингулярности начала расширяться одновременно во все стороны с, что получило в науке название «Большой взрыв». Учёные считают, что в начале расширение Вселенной происходило одинаково – с одной и той же беспредельно высокой скоростью одновременно в разные стороны. А затем в этом равномерном расширении начали происходить некоторые изменения. По каким-то причинам в одних местах расширяющейся Вселенной плотность материи резко увеличилась, а в других – уменьшилась. Достаточно быстро стали возникать различные сгустки и разрежения среды, которые миллионы лет спустя определили устройство современного мира.

Ну, а что касается дальнейшего развития событий, в настоящее время существуют две различные гипотезы о развитии Вселенной: одна говорит о том, что Вселенная будет расширяться вечно, а другая, – что в конце концов она начнёт сжиматься.

Какая во всём этом связь с нашим вопросом «На что похоже детство»? Да самая прямая!


Мы уже говорили о том, что до момента своего появления на свет ребёнок пребывает в некоем состоянии, аналогичном сингулярности, – то есть когда бесконечное количество того, что потенциально с ним может произойти уже заложено у него внутри, но пока ещё никак не проявилось. Некоторые внешние и внутренние характеристики ребёнка к этому моменту уже определены (особенности внешности, физической конституции, тип нервной системы, генетическая составляющая, его одарённость, таланты и т.д.). С момента рождения действия ребёнка тем более предсказуемы и неотвратимы, чем ближе они по времени к секунде его рождения. Почти не подлежит сомнению то, что при нормальном физиологическом развитии в определённый момент времени ребёнок начнёт держать головку, переворачиваться с боку на бок, пытаться сесть, ползать, а затем пойти. И вы наверняка обратили внимание на то, что момент, когда ребёнок начнёт держать головку, определён гораздо точнее, чем момент начала попыток перекатывания, и куда более точно, чем момент начала самостоятельной ходьбы.

По аналогии с теорией Большого взрыва – изменения в структуре Вселенной начали появляться с течением времени, причём, чем дальше от момента взрыва, тем больше различных вариантов сгустков материи появилось. Точно так же можно сказать, что чем ближе ребёнок находится к моменту своего рождения, тем мощнее и непреодолимее его тяга к стремительному расширению своего жизненного пространства. Энергия расширения столь огромна, что практически не оставляет ребёнку вариантов: поначалу ребёнок растёт так быстро, что за первый год жизни его рост увеличивается почти вдвое!

Со временем энергия расширения Вселенной снижается, и то же самое происходит в жизни ребёнка. В раннем детстве всё существо ребёнка не осознаваемым для него способом стремится к расширению собственного жизненного пространства. (Под «жизненным пространством» мы подразумеваем всё то, что человек осваивает – делает своим – за всю жизнь, начиная с момента рождения и до того непостоянного момента, который мы всегда называем «сейчас»). Каждую секунду жизненное пространство человека увеличивается, поскольку увеличивается то, что можно считать его прошлым, то есть уже освоенным опытом. Но какая таинственная сила заставляет человека раширять своё пространство?

Давайте условно назовём это врождённое стремление к расширению пространства собственных возможностей «я хочу». Вот ребёнок увидел некий новый предмет, рассмотрел его, при первой возможности за него ухватился, засунул в рот: он начал осваивать возможности, в этом предмете заложенные. И он добавил в свою картину мира представление о том, что такой предмет существует. Но почему он это сделал? Разве не просто потому, что захотел?! Впрочем, если быть точными, понятие «я хочу» появляется много позже – в начале жизни речь идёт скорее о некоей неудовлетворённости, а неудовлетворённость, как известно, штука неприятная. Поэтому ребёнок и стремится от неё избавиться всеми доступными для него способами. Вот почему столь важно родителям чутко реагировать на потребности ребёнка в раннем возрасте: ведь фактически у него формируются базовые представления о мире, и каким этот мир будет – враждебным или дружелюбным – во многом зависит от того, удовлетворялись потребности ребёнка или нет. В психологии уже стало общим местом утверждение о том, что удовлетворение базовой потребности в безопасности – одна из важнейших предпосылок для человеческого счастья.


Итак, рано или поздно заложенная природой предопределённость в освоении жизненно необходимых для ребёнка навыков – умений двигаться с максимальной свободой, удовлетворять самые простые физиологические потребности без помощи взрослого и многие другие – себя исчерпывает. К слову, с этого момента дети, растущие в условиях дикой природы (например в африканских племенах или у южноамерианских индейцев), начинают считаться вполне самостоятельными людьми.

А теперь давайте попытаемся вообразить, что же происходит на границе расширения индивидуальной Вселенной (т.е. того, что мы назвали жизненным пространством). В любой момент жизни человека его пространство включает в себя уже освоенные им возможности (в самом широком смысле). Чем больше человек может, тем больше он, получается, хочет, и тем больше у него оснований осваивать новые возможности, ставить перед собой новые цели и достигать их.

Что же происходит с Вселенной отдельного человека дальше? Он взрослеет, приобретает всё больше и больше опыта, и чем более самостоятельным становится человек, тем более уникальной оказывается его жизненная история.

Но, к сожалению, человек не вечен. В какой-то момент его жизненная энергия становится равной нулю, и дальнейшее расширение становится невозможным. Другими словами, когда человек исчерпывает всю свою энергию, заложенную в нём от рождения, он умирает. Разумеется, люди умирают по разным причинам, и старость, увы, – не единственная из них. Но в любом случае смерть оказывается следствием невозможности расширять дальше своё жизненное пространство.

Вот мы и добрались до завершения нашей метафоры. Нам очень хочется верить, что вам тоже показались похожими эти два процесса – рождение Вселенной и рождение человека. Но, как известно, родиться мало – надо ещё вырасти и научиться всему, чему положено научиться. Но это уже совсем другая история…